Близость vs Общность, или "Игры, в которые играют люди" Эрика Берна

"...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами, "если бы не он". У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в "Если бы не он".



Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боялась. Более того, он фактически даже не давал ей возможности догадаться о своем страхе. Это, наверное, и была одна из причин, по которой ее Ребенок весьма прозорливо выбрал такого мужа"

"Звучит логично, наверное, это неправда. Ведь это отношения", - подумали одни. "Звучит логично, наверное, это правда. Ведь это игра", - подумали другие. Скорее всего, эти другие принадлежат к школе трансакционного анализа.

В самом начале, когда я взялась за этот обзор, я думала написать сразу о двух книгах Эрика Берна - об играх и о людях, в них играющих. Но материала оказалось настолько много, что я их все же разделю. Итак, вашему вниманию "Игры, в которые играют люди".

Мы называем трансакцией единицу общения. <...> Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох.

Звучит неинтересно? Давайте попробуем еще раз.

Если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает "вознаграждение", то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренними, так как они были лишь ходами в игре.

У кого из нас не было друга или знакомого, или даже родственника, который бы вечно жаловался на жизнь, но стоило нам предложить какое-то решение, как оно тут же отклонялось, каждое новое решение - все настойчивее, а когда мы совсем выбивались и сил и отказывались "играть в игру", человек обижался и ожидал от нас извинений...

Эрик Берн собрал в своей книге наиболее часто встречающиеся психологические игры, с объяснениями мотивов, распределением ролей, ярчайшими примерами из жизни, и "антитезисами", которые помогут перестать играть. Некоторые примеры вызывают вздох облегчения или даже смех понимания, что-то вроде "я уже это встречал". Если у вас не было опыта психологической группы, то в том же фейсбуке этого добра ох как много.

Вариантом "Психиатрии" является игра "Раскопки". В этой игре пациентка постоянно "пережевывает" детские воспоминания. Иногда она пытается заманивать психотерапевта в игру "Критика", в которой она описывает свои ощущения в разных ситуациях, и он говорит и о том, что в них неправильно. 

Однако несмотря на наличие антитезисов и иллюстративность, "Игры, в которые играют люди" - это не очередной бестселлер "Измени свою жизнь завтра" или "Как стать успешнее за 36 часов". Эрик Берн - психолог, психотерапевт, и - человек с именем, а значит, несмотря на легкость повествования и минимум терминологии, это важная книга и желательно бы ей быть настольной не только у обычного читателя, но и у каждого уважающего себя психолога.

Именно Берну принадлежит идея трансакционного анализа, построенного на теории состояний личности, по которой в каждом из нас находится Ребенок, Взрослый и Родитель. Когда верх берет Ребенок, мы дурачимся, кокетничаем, бунтуем. Когда Взрослый - мы рассудительны, здравомыслящи и немного скучны. Ну а Родителю мы обязаны голосом в голове, который говорит нам "надень шапку, а то простудишься!", "ну ты и дурак!" или "будь хорошей девочкой!"  Если кратко, то трансакционный анализ изучает, какое состояние личности (Взрослый, Ребенок, Родитель) преобладает в процессе общения, а также как разные состояния личности одного человека (например, жены) взаимодействуют с разными состояниями личности другого человека (например, мужа). На основе этого анализа, Берн и его школа помогли и помогают множеству людей, как индивидуально, так и в группах. А в процессе психологической и психиатрической практики, автор накопил множество сведений об играх, которые заменяют настоящую близость, и именно ими он делится в своей книге. 

К слову, Эрик Берн - последователь и продолжатель фрейдистской школы психоанализа. Вот что между делом он пишет о Фрейде:

...Одна женщина, ранее посещавшая группу "Самовыражения", переехав в другой город, стала посещать новую достаточно подготовленную группу. Она поведала там историю о случае инцеста, который у нее был в юности. Этот часто повторяемый ею рассказ всегда вызывал у слушателей благоговейный ужас, но в новой группе вместо ожидаемой реакции она натолкнулась на равнодушие, которое привело ее в ярость. Она с изумлением обнаружила, что членов этой группы гораздо больше заинтересовал ее Трансакционный гнев, а не исторический инцест. Она в бешенстве выпалила слова, которые, по-видимому, считала худшим оскорблением: обвинила их в том, что они не фрейдисты. А Фрейд, между прочим, относился к психоанализу очень серьезно и избегал превращать его в игру, заявляя что он — не фрейдист.

Я читала отзывы на "Игры", и в некоторых из них автора обвиняют в механизации процесса общения. Якобы вычленяя игры в общении и указывая на них, автор утверждает, что любое человеческое общение лживо. 

Это удивительно неверное представление о книге, в которой сам же автор противопоставляет игру живому спонтанному общению, в котором и рождается истинная близость:

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство — "включенность" в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, — спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, — близость. Но все эти три свойства для неподготовленных людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие перспективы.

Как это всегда бывает, выбор по-прежнему за нами :)
___________________________
Остальные книги, которые я читаю и отзывы на которые появятся в этом блоге, можно увидеть тут.

Комментарии