Много людей на сундук мертвеца, йо-хо-хо - и "Остров сокровищ" Стивенсона

- Джим, - сказал он наконец, -
ты видел сегодня того моряка?
- Черного Пса? - спросил я.
- Да, Черного Пса, - сказал он. - Он очень нехороший человек,
но  те, которые послали его, еще хуже, чем он.
Слушай: если мне не удастся  отсюда убраться
и они пришлют мне черную метку,
знай, что они  охотятся  за  моим сундуком.
<...>
Я  был  первым  штурманом...  
да, первым штурманом старого Флинта,
и я один знаю, где находится то место.
Он сам все мне передал в Саванне,
когда лежал при смерти,вот  как  я  теперь лежу. Видишь?
Но ты ничего не делай,
пока они не пришлют мне черную  метку
или пока ты снова не увидишь Черного Пса или моряка на одной  ноге.
Этого одноногого, Джим, остерегайся больше всего.

Мне не раз доводилось слышать, что приключенческая литература с возрастом не стареет, а наоборот - молодеет. Дескать, приключения, которыми зачитывались наши дедушки и бабушки в молодости, родители наши читали в юности, а нам их желательно прочитать в подростковом возрасте, иначе постигнет нас разочарование. Так и произошло в моем случае с "Островом сокровищ". Увы - детские книги больше не будут увлекать также сильно, как двадцать лет назад.

Но - из уважения к Стивенсону - начнем с хорошего. Во-первых, его произведение и не задумывалось, как историческое исследование пиратской жизни. Он писал ее для своих детей, и его же пасынку принадлежит идея поместить на корабль ту самую бочку из-под яблок, сидя в которой Джиму Хокинсу удалось подслушать заговор пиратов. Во-вторых, "Остров сокровищ" уже давно стал классикой приключенческой литературы, и миллионы детей зачитываются им с самого конца девятнадцатого века, когда эта книга и была написана.
Поэтому если рассматривать роман с этой "детско-ориентированной" точки зрения, критиковать его становится делом таким же бессмыссленным, как отыскивание несостыковок в - ну, скажем - "Волшебнике Изумрудного города".
Поэтому если вы уже взрослый, не читайте. Или читая, отнеситесь к "Острову" со снисходительностью. В нем огромное число нестыковок, сюжетных дыр и провисаний, а роялей в кустах столько, что к концу книги вы уже сможете различать, как пираты по очереди наигрывают на их клавишах свою веселую песенку:
      
        "Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
         Йо-хо-хо, и бутылка рому!
         Пей, и дьявол тебя доведет до конца.
         Йо-хо-хо, и бутылка рому!"

Мне лично было больше всего обидно за малое раскрытие совершенно потрясающих пиратских типажей. Тут вам и проженный морской солью штурман капитана Флинта Билли Бонс, скрывающий старую карту Острова Сокровищ, и зловещий пират слепой Пью - его несмотря на отсутствие глаз, Билли Бонс боится до полусмерти, и одноногий Джон Сильвер, которого боялся сам Флинт. Такой потрясающий задел для пиратской эпопеи... А в итоге их уделывает подросток. Целевая аудитория книги понятна, но все-таки, все-таки... Такой материал пропадает...

- Джентльмены удачи, - ответил повар, - редко доверяют друг другу.  И правильно делают. Но меня провести нелегко. Кто попробует отпустить канат, чтобы старый Джон брякнулся, недолго проживет на этом свете. Одни  боялись Пью, другие - Флинта. А меня боялся сам Флинт.  Боялся  меня  и  гордился мной... Команда у него была отчаянная. Сам дьявол  и  тот не  решился  бы пуститься с нею в открытое море.

Удивительно и то, насколько линейно двигается повествование. Стивенсон родился через год после смерти великого Эдгара Аллана По, который советским и пост-советским школьникам известен по обязательному рассказу "Золотой жук". Так вот там речь также идет о зарытых пиратских сокровищах, но там есть хоть какая-то интрига по поводу карты и координат острова. Здесь же все просто, как трижды три (не дважды два - все-таки Стивенсон утаивает координаты): вот карта, а вот указания, где искать. Даже крестики поставлены. Эх...

Как раз перед написанием отзыва мне в сети попалась книга "Остров без сокровищ" Виктора Точинова. В ней автор проводит подробное "расследование", доказывая, что все несостыковки и дыры в сюжете были тщательно продуманы Стивенсоном, и на самом деле все не то, чем кажется. У Точинова доктор Ливси оказывается мятежным якобинцем, отец Джима Хокинса - контрабандистом, а сам Хокинс - не лыком шитый засранец, из-за которого и погибло множество людей. Книга достаточно забавная, некоторые моменты и впрямь очень ловко объясняются, другие же притянуты за уши, обнажая еще больше сюжетных ляпов. Но чтение занимательное. Если в детстве вы читали "Остров сокровищ" и еще помните сюжет, вам книга Точинова может прийтись по душе.

Возвращаясь же к самому первоисточнику, скажу, что в общем, для детской литературы "Остров сокровищ" весьма недурен, хотя и устрел лет на пятьдесят. А вот взрослым любителям пиратских историй могу порекомендовать "Одиссею капитана Блада" Рафаэля Саббатини. В ней нет кладов, но зато на лицо морская и пиратская (да-да) романтика. Как там, у Саббатини заканчивается его история?

- Это ошень поэтишно, - сказал он, и в его голубых глазах промелькнул веселый огонек.  - Капитан Блад любит поэзию. Ви помниль яблок в цвету? Да? Ха-ха!

Выводы:
Достоинства: дух приключений, пираты, простой язык, чтение, рассчитанное на пару вечеров.
Недостатки: нестыковки и сюжетные дыры, линейность повествования (любителям Дэна Брауна вообще негде развернуться).
Кому читать: детям лет до 10. Взрослым лучше читать про капитана Блада :)
___________________________
Остальные книги, которые я читаю и отзывы на которые появятся в этом блоге, можно увидеть тут.

Комментарии

  1. How to win at online casino site: Odds, Payouts, Games
    What 카지노사이트 is the probability of winning at the online casino site? — The odds หาเงินออนไลน์ are 제왕 카지노 usually in favour of being a bigger favorite for you. On the other hand, the

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий