
" - Разруха, Филипп Филиппович!
- Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, - нет. <...> если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, посещая уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать 3ина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. 3начит, когда эти баритоны кричат "Бей разруху!" - я смеюсь. <...> Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой."
И вот прошел уже почти целый век, а с тех пор, кажется, ничего не изменилось. А почему? Потому что, с одной стороны, Булгаков, конечно же, бессмертен, а с другой стороны, человек сам по себе меняется медленно.
"Собачье сердце" - это книга, высмеивающая перелом эпох, постреволюционную действительность, когда пролетариат решил изменить все, но принялся за это нелегкое дело неумело, неумно, хотя и с большим энтузиазмом.
Светило российской и даже европейской науки, профессор Преображенский, ищет способ продления человеческой молодости. Он ставит необыкновенный эксперимент: вживляет гипофиз только что умершего человека в мозг обыкновенного уличного пса Шарика. Однако не знал профессор, что гипофиз отвечает за "очеловечивание", и в итоге получил товарища Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Новоиспеченный товарищ груб, примитивен, склонен к алкоголизму и жестокости. Но постреволюционное общество радушно принимает его в свои объятия, снабжает работой, вручает ему переписку Энгельса и науськивает "взять все да и поделить"...
Аллегории очевидны, а рассуждения Преображенского для сталинской эпохи это все равно, что написать добровольную в лагеря. Недаром "Собачье сердце" было запрещено вплоть до 80х годов прошлого века. Но сколько же правды в этой повести! Сколько рассыпанных здесь и там рассуждений о том, что будет, если начать строить идеальное общество с помощью все тех же неидеальных людей!
У Светланы Алексиевич один из рассказчиков, который в свое время отсидел в лагерях за надуманную измену Родине, но все равно ярый коммунист, говорит следующие слова: "Идея была прекрасная! Но что вы с человеком сделаете? Человек не изменился со времен старого Рима..." Вот и профессор Преображенский того же мнения: "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар".
Книга заканчивается хорошо и вообще оставляет после себя надежду. На то, что пока есть люди достойные, глупость будет обнаружена, высмеяна и, в конечном итоге, побеждена.
Выводы:
Достоинства: замечательная книга, написанная легким, изящным, очень вкусным "Булгаковским" языком. Ироничная и одновременно сочувствующая. Кладезь цитат и умных мыслей.
Недостатки: не обнаружены.
Кому читать: всем. И в особенности ярым приверженцам революций. И не потому что революция зло, а потому что опасно игнорировать эволюцию, необходимую до и - главное - после.
Остальные книги, которые я читаю и отзывы на которые появятся в этом блоге, можно увидеть тут.
Остальные книги, которые я читаю и отзывы на которые появятся в этом блоге, можно увидеть тут.
Комментарии
Отправить комментарий