Как это ни парадоксально, "Чума" Альбера Камю,
несмотря на всю зловонность названия, - это глоток свежего воздуха в чтении.
Причем по многим причинам.
Вообще для меня по-настоящему хорошая литература делится на
профессионально-познавательную (менеджмент, HR, психология, физика, - все то,
где применимы научные исследования и наработки), развлекательную (та же Агата
Кристи, которую можно проглотить за несколько дней или даже часов, и которая
держит тебя в напряжении до последней страницы - ну кто же, кто же?) и на
классику. Последняя объединяет в себе все. Ее невозможно читать по диагонали,
она образовывает, воспитывает, открывает новые грани жизни и тебя самого,
прививает правильный язык и вновь выносит на обсуждение все то, что ты знал
(или думал, что знал) до этих самых пор.
"Чума", с этой точки зрения,
"классический" пример классической литературы. Читаю я ее по утрам, в
метро по дороге на работу, и время от времени останавливаюсь, чтобы подумать. В
такие минуты мне начинает казаться, что великие произведения ставят перед собой
задачу прежде всего задать вопросы, а уже во вторую очередь - получить на них
ответы.
В таком случае становится понятным, почему меня в последнее
время раздражают книги по "личностному развитию", которые предлагают
готовые рецепты действий без всякого внятного пояснения и обоснования.
Ниже я хочу предложить вам отрывок, который очень тронул
меня и с которым мне сразу же захотелось горячо согласиться.
Автор описывает,
как во время эпидемии чумы в алжирском городке Оране, в ответ на бездействие
местных властей, небольшая группа местных жителей организовала несколько
санитарных дружин на добровольных началах. Однако, говорит рассказчик, в его
намерение "...отнюдь не входит придавать слишком большое значение этим
санитарным ячейкам. <...> рассказчик скорее склонен поддаться искушению
иного порядка, он считает, что, придавая непомерно огромное значение добрым
поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но неумеренную хвалу самому
злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь
потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более
распространенные двигатели людских поступков. Вот этой-то точки зрения
рассказчик ничуть не разделяет. Зло, существующее в мире, почти всегда
результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба,
что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди – они
скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или
иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком,
причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все
ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует
ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности
ве́дения".
Не правда ли, хорошо?
Комментарии
Отправить комментарий