Здесь будет немного размышлений о женской добродетели вдогонку к отзыву о "Ярмарке тщеславия" (который можно прочитать здесь).
Эмилия Седли - полуглавный персонаж Теккереевского романа: она красива, мила, чиста и в ее светлой головке рождаются только честные, бесхитростные, полные сострадания мысли. Для каждого человека - будь то знатный дворянин или домашний лакей - она найдет доброе слово. Она полностью и без остатка посвящает себя тем, кого любит: мужу, сыну, родителям. Когда она видит, что ее обожаемый и боготворимый муж всерьез увлекся другой, - это больно ранит ее, но она прощает ему все, едва не умирает от горя, когда он погибает в битве при Ватерлоо, а когда немного приходит в себя - вешает его портрет в своей спальне, и отныне портрет этот будет ей немым укором, не позволяющим соединиться с человеком, который много лет любит ее всей душой и делает все для ее счастья.
Я уже говорила в своем отзыве, что "Ярмарка тщеславия" оставила во мне довольно приятное впечатление умного, тонкого романа. И только образ Эмилии не то, чтобы подпортил это впечатление, но, скорее, разбавил его.
Начиная с первых недель замужества этой "маленькой женщины", как называет ее время от времени Теккерей, мне все больше хотелось вернуться в прошлое, встретиться с автором и спросить его, почему он считает, что добродетельной женщине нужно обязательно быть инфантильной дурой.
Если уж противопоставлять умной коварной Ребекке по-настоящему хорошего чистого душой персонажа, то почему не взять ту, кто обладает рефлексией и чья добродетель является ее моральным выбором? Даже леди Джейн, золовка Ребекки, мне была во многом гораздо симпатичнее Эмилии.
Вполне возможно, что Теккерей своей мисс Седли хотел показать, что в обществе, где правит бал лицемерие, доброта, скромность и искренняя любовь к ближнему делают из женщины белую ворону, полностью неприспособленную к жизни. Или быть может, все дело во времени написания романа: до эмансипации еще далеко и женщина должна быть покорным ангелом, а если у нее это не выходит, то тогда она точно будет демоном.
Но - о боги! - как же невыносимо тоскливо это читать! Как будто хороший человек, к образу которого мы все должны стремиться, - это человек который совершенно не понимает жизни, потому что в упор не видит порока, даже когда он смотрит прямо на него; это человек, который не может заявить о себе и проявить себя; не просто любит, а боготворит своих любимых (что кстати им вредит: внимание - сын Эмилии) и, наконец, в своей добродетели ранит тех, кто любит его/ее. Когда Эмилии было восемнадцать, ей можно было простить такую неопытность и наивность, они - естественный спутник юности. Но по мере продвижения по годам повествования, она как будто не вырастает, а посему застревает в своем неразумении. Символично то, как после смерти мужа она возвращается в родительский дом в свою "постельку", где она спала еще будучи ребенком. Только теперь она вешает над ней портреты мужа и сына, которые и будут руководить ее разумом и чувствами. Как восклицают французы: "Non, mais!..." (нет, ну!...) Таким человеком все помыкают, но в конце концов он все равно выплывает на вершину жизни, потому что "добро всегда побеждает зло".
В итоге, у меня сложилось ощущение, что как раз-таки такая идеализированная добродетель, какая есть у Эмилии и какая воспевается в литературе того времени, и побуждала людей к лицемерию - слишком уж она недостижима для тех, у кого есть хоть немного здравого смысла.
К счастью для своих читателей, Теккерей все-таки "проучивает" свою героиню перед тем, как подарить ей наконец долгожданный "хеппи-энд". Это дает мне надежду, что он все-таки посмеивался над ней, а не просто создавал идеальный "геройский" образ добродетельной женщины.
В общем... какое все же счастье эмансипация :)
Комментарии
Отправить комментарий